«Защиты не существует» — именно так во второй половине XIX века говорил про саблю Джузеппе Радаелли, мастер фехтования из Милана, директор Военной школы фехтования Милана и учитель ведущих фехтовальщиков Италии следующего поколения: Сальваторе Пекораро; Карло Пессины; Луиджи Барбазетти.
Под этой короткой фразой подразумевается факт, что хорошо подготовленная и задуманная атака, выполненная с должной скоростью и с нужной дистанции, не может быть парирована. Об этом отлично известно спортсменам-саблистам и их тренерам. Саблей легко атаковать и трудно защищаться, что вынуждает господ из Международной федерации фехтования время от времени менять правила, чтобы хоть как-то сдержать атакующую мощь спортивной сабли.
Впрочем, в боевом смысле сейчас эта «мощь» достаточно условна. Современная спортивная сабля появилась в начале XX века, и гордое имя досталось ей по наследству от старших сестер. Спортивные правила ограничивают ее вес 500 граммами, на практике вес сабли в руке спортсмена составляет порядка 300 грамм. Ширина клинка в «боевой части» не превышает 5 мм. «Глупая, легкая игрушка!», отзывался о таких саблях капитан Альфред Хаттон, боевой офицер Викторианской эпохи, блестящий фехтовальщик и учитель фехтования. Коллекционер и писатель, он посвятил свою жизнь изучению и возрождению традиций и техник Европейского фехтования. Сабля — инструмент войны, но примерно с середины XIX века для ношения с формой вне строя, а также для офицеров инфантерии, артиллерии и т. д., военные умы Европы разработали сабли другого образца. Клинки этих сабель, как правило, были такой же длины, как у боевых, но их ширина стала гораздо уже, плюс толщина клинка уменьшилась. Ко всему прочему, клинки некоторых новых моделей сабель подозрительно выпрямились.
Военные — народ энергичный, и в свободное от службы время эта энергия частенько выливалась в разногласия между господами, с последующей дуэлью до первой крови или до смерти. Тут и пригождались облегченные сабли. Дуэльные кодексы подразумевают равенство условий, и вот для дуэлей разработаны специальные сабли. La Sciabola da Terreno, скажут итальянцы. Буквально сабля для земли, ведь где еще проводить поединки чести? Или дуэльная сабля, сабля для боя. В русской языке такие сабли стали называться эспадронами, это имя впоследствии перешло на спортивную саблю и употреблялось до середины XX в.
Общепризнанным отцом итальянской школы фехтования на дуэльных саблях стал уже известный нам мастер Джузеппе Радаелли. Хотя нельзя не отметить и ряд других мастеров фехтования Италии, в частности, Витторио Ламбертини, ученика знаменитого мастера из Болоньи Луиджи Зангери (Luigi Zangheri). Первый труд Радаелли по сабле был издан в 1868 году. А официальный трактат, одобренный Военным Министерством, был опубликован в Милане в 1876 году. В написании трактата Радаелли помогал некий капитан С. Дель Фрате (S. Del Frate). Издание 1876 года также содержало отдельную часть по фехтованию шпагой (тренировочной рапирой). Обе части, по фехтованию саблей и шпагой, включали разделы по теории и практике. Как бывший военный и учитель фехтования в Военных школах, Джузеппе Радаелли придавал большое значение силе удара саблей. Он пишет, что оружие должно крепко сидеть в руке, а удары следует наносить вращением руки в локтевом суставе, при закреплении лучезапястного. Удары, наносимые таким образом по окружности, получили название мулинеты, или мельница по-русски.
Тело фехтовальщика также принимало участие в производстве удара, увеличивая его силу. Для обучения фехтованию Радаелли предложил модель достаточно легкой, слегка изогнутой сабли с закрытой гардой. Гарда имела дужку для защиты пальцев, которая соединялась с противовесом-навершием на рукоятке сабли. Дополнительно, к гарде с двух сторон крепились металлические прутки, изогнутые полукругом. Они соединяли широкую часть гарды с узкой частью дужки, возле навершия. Таким образом, осуществлялась дополнительная защита руки от ударов.
Сабли данной конструкции принято называть именем Радаелли. Подобные сабли, по замечанию ученика Радаелли, Луиджи Барбазетти, должны были весить не менее 500 грамм. В 1882 году в Италии была провозглашена комиссия Военного Министерства по выбору одного единственного руководства для изучения фехтования во всех военных училищах и школах страны. Труд Радаелли был принят и признан одним из основных претендентов. К сожалению, 1882 год был омрачен смертью великого мастера. А два года спустя молодой мастер из Неаполя Масаниелло Паризе представил публике мощный контраргумент Южно-итальянской школы в виде своего «Трактата по теории и практике фехтования на шпаге и сабле». Выбор должен был быть сделан в пользу Радаелли либо Паризе. Разгорелась борьба. После подсчета голосов победителем был объявлен Масаниелло Паризе. Его труд действительно этого заслуживал, хотя безжалостная критика и нападки его сторонников на школу Радаелли вряд ли могут быть оправданы.
В отличие от Радаелли, Паризе предпочитал использовать кисть руки для нанесения ударов саблей. По большому счету, это и было основным расхождением двух систем. Он ближе приблизился к современному спортивному стилю, чем Радаелли. Военное Министерство Италии закрывает Военную школу Фехтования в Милане и создает в Риме новую школу – Военную школу мастеров фехтования с Масаниелло Паризе во главе. Став директором Школы, Паризе приглашает в инструкторы учеников Джузеппе Радаелли Сальваторе Пекораро и Карло Пессину. Так техника владения саблей, созданная Радаелли, не была полностью отринута и забыта. Все трое, Паризе, Пекораро и Пессина, создали свои модели сабель, названных потом их именами. Сабли отличаются конструкцией гарды и рукояти.
Впоследствии, в самом конце XIX в., другой ученик Радаелли и один из основателей знаменитой Венгерской школы фехтования, Луиджи Барбазетти, выпустит свой учебник по сабле «Искусство сабли и шпаги». В нем он не забыл описать знаменитые мулинеты своего учителя. Эта книга была переведена на русский, немецкий и английский языки.
Такова краткая история развития итальянской фехтовальной сабли во второй половине XIX в. Пройдя путь от тяжелых эспадронов военных училищ до элегантных моделей от мастеров фехтования, в XX веке спортивная сабля обрела тонкий прямой клинок и простенькую гарду. Правда, как можно понять, за этим прямым клинком, прячется не совсем ровное прошлое.