Редакция благодарит за предоставленный материал Игоря Андреева, автора и главного редактора журнала «On Fencing. Европейское фехтование: исследования и источники».
Появление Исторических европейских боевых искусств (HEMA) в Европе в виде, близком к нынешнему, можно со всей ответственностью отнести как минимум к Викторианской Англии, «когда несколько членов Лондонской стрелковой бригады принялись, под руководством одного энтузиаста-исследователя древних видов оружия и способов его применения, за изучение древних методик работы мечами, обнаруженных в старых итальянских и французских — а порой и английских — книгах». Не исключено, что подобные интересы возникали и в более ранние периоды и в других странах.
Современное же течение Historical European Martial Arts (HEMA), которое также часто называют Western Martial Arts (WMA), существует уже около 20 лет. Аббревиатура HEMA используется в основном клубами и школами Европы, Африки. Азии, Южной Америки. Аббревиатура WMA в основном используется в США и Австралии. В конце 80-х профессор Ханс-Петер Хилс (Hans-Peter Hils) написал диссертацию о важном научном значении фехтовальных трактатов в изучении истории литературы Германии. Впоследствии, опираясь на его работу, профессор Райнер Велле (Rainer Welle) написал о мастерах древнего рукопашного боя, преподававшегося в немецких школах. Обе работы стали фундаментальными для течения, которое сегодня называется HEMA. Диссертации помимо массы полезной информации содержали информацию о манускриптах, их местонахождении в библиотеках и даже коды, по которым их можно было там отыскать.
В середине 90-х некто Кристоф Кайндель (Christoph Kaindel), впоследствии ставший одним из основателей школы фехтования «Lichtenauer Fechter», перевел манускрипт Зигмунда Рингека на современный немецкий язык. Впоследствии этот перевод сделал возможным появление первого официального руководства по историческому фехтованию, написанного Джоном Клеменсом, руководителем Ассоциации боевых искусств Ренессанса, ARMA.
В конце 90-х появляются различные клубы и школы, изучающие и практикующие HEMA. Большинство из них расположено в Центральной Европе. Основной целью последователей и активистов HEMA становится поиск манускриптов и трактатов, их изучение, перевод на современный язык, транслитерация текстов (перевод рукописных текстов в удобный и читаемый вариант), интерпретация написанного в соответствии с нынешним восприятием прошлых эпох и с учетом уже известных исторических фактов о культуре, быте и философии народов, живших в эти эпохи. Так начинается увлекательное путешествие в удивительный мир HEMA.
Поначалу большинство клубов действует независимо друг от друга. Но с развитием новых возможностей в коммуникации и обменом информации (большим объемом информации: фото, видео, тексты), развитием интернета и появлением социальных сетей, уже накопленной клубами большой информационной базой, появилась возможность сотрудничества независимо от географического положения клуба или школы.
В 2001 году появляется европейская коалиция HEMAC, Historical Europian Martial Arts Coalition. В то же время организуется международный слет любителей и активистов HEMA во французском городе Дижон, на базе школы De Taille et d'Estoc. С тех пор HEMAC Dijon проводится каждый год уже более 10 лет, привлекая в свои ряды представителей клубов и школ со всего мира. На протяжении последнего десятилетия появляются ди ругие альянсы и коалиции, о которых можно прочитать в разделе «Ассоциации HEMA», и которые позволили максимально расширить кругозор и географию интересов поклонников HEMA.
В настоящее время интересы HEMA и WMA охватывает более чем 2000-летний период развития фехтовального искусства, начиная с эпохи римских гладиаторов. Если говорить о литературном наследии, то это почти 700-летний период, начиная с первых работ средневековья начала XIV века и заканчивая XX столетием, вплоть до Второй Мировой войны. Появляются новые интерпретации старинных манускриптов, переводы на английский язык, новые книги современных авторов, изучающих HEMA. Активисты HEMA проводят локальные и выездные семинары и мастер-классы, показательные выступления, турниры. Подобная деятельность позволяет обмениваться научными и практическими наработками в изучении HEMA.
Если обратиться к первоочередным приоритетам HEMA-сообществ, о которых как правило пишется в разделе "Цели и задачи", то сразу обращаешь внимание на то, что сообщества стараются максимально дистанцироваться от:
хотя не отрицают, что любой человек самостоятельно может принимать участие в любом из этих направлений. Правда, последнее время, в связи с большим наплывом желающих заниматься HEMA, появлением новых клубов и объединений, эти границы в некоторых случаях могут стираться и ты думаешь: «Это все-таки реконструкторы, занимающиеся HEMA, или практики HEMA, ударившиеся в реконструкцию?». В основном это происходит по тем же причинам, что и у нас — за счет пополнения людей, увлекающихся RPG и LARP. Кроме того, эта грань менее ярко выражена в странах Восточной Европы: Польше, Чехии, Словакии и т. д.
Клубы и школы занимаются изучением различных видов оружия — это могут быть римский гладиус, немецкий дюссак и американский томогавк, шотландский палаш и французская дуэльная шпага, итальянская рапира и эспадрон, классическая шпага и рапира начала ХХ столетия, и т. д. На турнирах чаще всего можно встретить следующие виды стального оружия:
Для изучающих HEMA, пожалуй, самым главным камнем преткновения становится определение практической эффективности изучаемой методики. Совершенно очевидно, что проверить эффективность боевого искусства можно только в реальных боевых условиях: будь то военный поход или поединок один на один. Но именно отсутствие определенности в этом вопросе и позволяет получить все то разнообразие исторического фехтования, которое мы сегодня наблюдаем.
Зарубежные любители HEMA поступили следующим образом. Для любого изучающего HEMA первоочередными факторами являются:
При наличии единой исходной теоретической базы каждый человек определяет для себя один из двух путей, или оба сразу. Часть исследователей придерживается философии представителей некоторых восточных единоборств и следуют идее, что если нет возможности проверить эффективность методики фехтования в реальном поединке, то и нет необходимости пытаться искусственно создавать эти условия, загоняя искусство во всевозможные рамки правил, конвенций и ограничений. Поэтому, ограничиваются свободными поединками и показательными выступлениями в контакт, делая акцент на отточенность и соответствие техники первоисточнику. Другая группа считает, что эффективность можно проверить, поместив людей в более или менее условно-реальные условия боя, но в рамках жестких правил и конвенций. Поэтому, проводятся всевозможные турниры, поединки на выбывание и т. д.
По сути, с позиции современного человека, правы и те, и другие. Поэтому из всего сообщества HEMA можно выделить две подгруппы, принадлежность к которым определяется исключительно индивидуальными предпочтениями каждого отдельного индивидуума, а не группой, школой или клубом в целом:
Изучающие HEMA могут выбрать себе то направление, которое им больше по душе. Понятно, что турнирная практика требует дополнительной физической подготовки участника, а также умения действовать в ограниченный период времени и в соответствии с установленными правилами. Правила поединков в клубах и школах отличаются. Даже в рамках одного турнира, проводимого ежегодно, правила могут меняться. Это делается с целью избежания унификации правил, как в спорте, чтобы участники не стремились максимально упрощать технику, сводя все к паре-тройке «коронок». С другой стороны, «теоретики» посвящают больше времени вниканию в философию, тактику и технику изучаемой методики фехтования и оттачивают ее на тренировках и свободных поединках.
Но в итоге выигрывают все, потому что, как говорил немецкий физик XIX века Роберт Кирхгоф: «Нет ничего практичнее хорошей теории». HEMA — это чертовски красивый внешне и насыщенный внутренне — не любят все-таки говорить «спорт» — вид боевого искусства. И если следовать утверждению Рамона Мартинеза, что «Будущее фехтование в его прошлом», то HEMA гораздо современнее, чем многие другие виды единоборств, потому что его корни уходят в далекое-далекое прошлое наций.